Первые проявления подросткового периода
Многие
из нас в ближайшее время могут заметить, что наши дети вдруг
стали «не такими, как раньше». С ними стало труднее, беспокоиться
о них приходится больше. И кажется, что «это только у меня,
только с моим Сашей или Варей»… Но дети просто начали взрослеть.
Кто-то совсем потихонечку – делает только первые шаги, а кто-то
уже активно примеряет роль взрослого. Давайте посмотрим, что
же происходит с нашими детьми, а если с кем-то еще не происходит,
то произойдет уже совсем скоро.
Прежде всего, стоит обратить внимание на эмоциональное взросление
детей. Оно включает в себя открытие ими своего внутреннего
мира и поиски схожего внутреннего мира. Теперь целью общения
становится не игра, а познание окружающих, а через них – себя.
Как следствие этого, обычно наблюдается распад эмоциональных
связей в группе, то есть непостоянные дружеские связи – «сегодня
с одним, завтра с другим». Поскольку свой внутренний мир кажется
еще таким хрупким и беззащитным, происходит снижение самооценки.
Во взаимоотношениях со сверстниками это может проявляться
в желании сказать другому то, чего сам ребенок боится. К примеру,
один отвечает, а другой комментирует: «Фу, глупость какая!».
Или если один ошибается, другой добавляет: «Ой, да он всегда
так делает!», - а остальные смеются.
|
В отношениях с родителями это может проявляться в обостренном
желании поддержки, в том числе ревности к младшим или в придумывании
ситуации, чтобы мама пожалела.
Помимо эмоционального взросления нужно выделить и поведенческое,
то есть отражение взросления в поведении. Это, прежде всего,
борьба за самостоятельность, требование делать все, что хочется,
обидчивость, раздражительность, яркое отстаивание того, что
запрещают, даже если в этом нет необходимости. |
Можно выделить также желание ребят попробовать себя в новых
ролях, например: «Сотру оценку – что получится?» или «Откажусь
делать домашнее задание – что будет?»
Как вы полагаете, взросление – это хорошо или плохо? Конечно,
хорошо, но возможны некоторые осложнения, которые следует
учитывать. Прежде всего, это переутомление учащихся. После
четвертого урока многим сложно спокойно сидеть, выдерживать
темп, у детей наблюдается снижение концентрации внимания.
У некоторых учащихся возникают психосоматические проявления.
Возможно повышение конфликтности в семье.
Мы полагаем, что в этот важный
период родителям необходимо:
- осознать начало взросления детей, принять это;
- расширить сферу проявления самостоятельности, обучать
самостоятельным действиям, не стремиться вернуть детские
качества, контроль за детьми;
- понимать возможности детей, давать им право на ошибку;
- оказывать поддержку, подчеркивая ценность и уникальность
чувств и мыслей каждого.
Материал с сайта http://www.kmariinka.ru/ |